Популярные аккордовые последовательности
В данном уроке я научу вас играть аккордовые последовательности наиболее значимых стилей музыки. В этом уроке мы рассмотрим: последовательность 50-х годов, последовательность песни Let It Be, блюз и джаз последовательности. Начнём.
Последовательность 50-х годов
Начнём пожалуй с последовательности 50-х годов, так как она наиболее узнаваема, её можно сыграть в открытой позиции и она состоит всего из четырёх аккордов. Я приведу несколько примеров используя мажорные и минорные аккорды CAGED, а так же дополнительный аккорд F. Данные последовательности используются и по сей день, а теперь и вы можете использовать их (например в своей импровизации). Для более удобного запоминания последовательности используйте следующую схему:
Последовательность ii-V-I ступеней
Это классическая последовательность 50-х годов, которая обыгрывается в тональности C (До-мажор). Данная прогрессия очень популярна и как я уже сказал, используется по сей день.
Последовательность I-vi-iv-V ступеней
Песня «Sleep Walk» исполнителей Santo & Johnny имеет именно такую последовательность аккордов. В этом варианте IV мажорная ступень изменяется на iv минорную. Послушайте как изменяется при этом характер прогрессии:
Последовательность I-vi-ii-V ступеней
Этот вариант прогрессии 50-х, который больше всех выделяется на фоне. Обратите внимание, что в данной последовательности используются ii-V-I, которые так характерны для джаза. Он нём мы поговорим чуть ниже.
Канон Пахельбеля
Обычно данная последовательность играется в тональности D (Ре-мажор), но я её транспонировал в тональность G (Соль-мажор), чтобы её было легче играть на гитаре:
Прогрессия песни Let it Be
I-V-vi-IV последовательность считается невероятно популярной, так как это песня The Beatles, а у них нет не популярных песен. Если вы слушали композиции «Don’t Stop Believin» и «House of the Rising Sun», то наверняка узнаете их в этой последовательности.
Последовательность в стиле фламенко (vi-V-IV-III)
Чтобы достичь звучание стиля фламенко, сыграйте данную последовательность:
Вы наверняка заметили, что третья ступень, которая по факту является минорной, в данной прогрессии имеет мажорную функцию.
Джазовые последовательности
Существует огромное количество джазовых последовательностей, которые модифицируются и расширяются. Я поделюсь с вам несколькими наиболее распространёнными в джазовой среде. Если вы проигрывали предыдущие прогрессии (например 50-х), то наверняка заметите, что они очень напоминают представленные ниже. Отличие заключается в том, что джазовые музыканты используют септаккорды и дополнительные надстройки, для того, чтобы разнообразить аккорд и достичь джазового звучания.
Последовательность ii-V-I в стиле джаз
Возможно что наиболее распространённой джазовой последовательностью является: ii-V-I. Как я уже сказал выше, она является частью прогрессии 50-х, но для достижения джазового звучания мы будем использовать септаккорды.
Последовательность vi-ii-V-I
Данная последовательность так же повсеместно используется. Сама по себе она представляет последовательность 50-х, но которая обыгрывается септаккордами.
Последовательность iii-IV7-ii-V-I
Дальше — интересней.
Вы можете оживить данную прогрессию, поменяв первый аккорд на Em7b5. Этой последовательностью мы подразумеваем, что будем использовать гармонический минор при импровизации.
Последовательность iii-vi-ii-V-I
Вы сначала можете начать с I-ii-V ступеней и расширить последовательность играя vi-ii-V-I ступени.
Последовательность i-ii-V+-i ступеней
Это минорная прогрессия с использованием уменьшенного септаккорда на 2 ступени и мажорным аккордом на 5 ступени с добавленной 7 ступенью. Если вы хотите завершить последовательность, то вместо аккорда Dm7 сыграйте С (До) мажор.
Блюзовые последовательности
Я собираюсь поделиться с вами несколькими блюзовыми последовательностями. Сначала мы разберём 12 тактовый блюз с использованием септаккордов, а затем минорный блюз, который обычно играют в медленном темпе. Если есть желание, то вы можете послушать отличную блюзовую композицию «Red House» легендарного Jimmi Hendrixa и окунуть в этот мир.
12 тактовый блюз
Название говорит само за себя. Вашему внимания представляю 12 тактов чисто-блюзового звучания. Данный пример представлен в тональности C (До-мажор).
Быстро-сменяющейся блюз
Мы будем использовать те же аккорды, но немного подправим ритмический рисунок последовательности:
Минорный блюз
Для того, чтобы достичь минорного звучания 12 тактовой последовательности, мы должны заменить I и IV ступени на минорные аккорды. Основным тоном будем Am (Ля-минор). Не стесняйтесь использовать минорные септаккорды.
Заключение
Я надеюсь вы получили не мало удовольствия изучая эти последовательности. Применяйте их когда импровизируете самостоятельно или друзьями, и через некоторое время вы будите отлично знать их и понимать.
Спасибо! Очень полезная статья. Как раз занимаюсь изучением популярных аккордовых прогрессий, а тут все в одном месте, какая удача)
Наконец, то я увидел что за границей буквенные обозначения аккордов были уже в 50-х годах. В СССР они появились только в начале 80-х, в песенниках, которые я покупал с 70-х
Это классические стандарты.
Но! Спресованные здесь в одном обзоре дают замечательный эффект слышания горманических последовательностей. Тем более для тех кто с этим не знаком.
Зачет ! По пятибальной 5.