Диатонические лады


«Диатонические лады», «Греческие» или как их ещё называют «Натуральные» — это ладыкоторые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, в которых за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы.
Если принять одну из 7 ступеней До-мажорной гаммы за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

Ионийский (Сmaj7) 1 2 3 4 5 6 7
Дорийский (Dm7) 1 2 ♭3 4 5 6 ♭7
Фригийский (Em7) 1 ♭2 ♭3 4 5 ♭6 7
Лидийский (Fmaj7) 1 2 3 4♯ 5 6 7
Миксолидийский (Gmaj7) 1 2 3 4 5 6 b7
Эолийский (Am7) 1 2 ♭3 4 5 ♭6 ♭7
Локрийский (Bmin7b5) 1 ♭2 ♭3 4 b5 ♭6 ♭7

 

  • Ионийский лад — это первый лад, который начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы (в нашем случае это нота C). Ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма.
  • Дорийский лад — это второй лад, который начинается со второй ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты D и заканчиваете нотой D.
  • Фригийский лад — это третий лад, который начинается с третей ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты E и заканчиваете нотой E.
  • Лидийский лад — это четвёртый лад, который начинается с четвёртой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты F и заканчиваете тоже нотой F.
  • Миксолидийский лад — это пятый лад , который начинается с пятой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты G и заканчиваете нотой G.
  • Эолийский лад — это шестой лад, который начинается с шестой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A. Эолийский лад — это натуральный минорный лад.
  • Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты B и заканчиваете нотой B.

Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:

Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их  окраску, и звучание.

Окраска диатонических ладов

Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых. Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее.   Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному:

  • Лидийский (один диез) характерен своим мечтательным, задумчивым, духовным звучанием. Именно такие гитаристы как Джо Сатриани и Стив Вай широко используют этот лад в своих импровизациях. Большинство альбомов Стива Вая, в той или иной мере, содержат в себе импровизации на основе расширенного Лидийского лада в МиВ качестве примера можете послушать куплеты из «Flying in the blue dream» Джо Сатриани или куплет из очаровательной «Every Little Thing She Does Is Magic» The Police.
  • Ионийский (нет ни диезов, ни бемолей) мы все прекрасно знаем его и слышали сотни раз. Звучит он торжественно, бодро, по детски и иногда даже пафосно. Послушайте Happy birsday.
  • Миксолидийский (один бемоль) напоминает риффы типа «Oh Pretty Woman» и «I Feel fine» и звучит довольно энергично. И это единственный мажорный лад, который отлично ложится на доминантсептаккорд.
  • Дорийский (два бемоля)  лад характерен своей активностью и энергией. Звучит довольно весело для минора и является основным в арсенале джаз, рок, и фьюжин-гитаристов Например: Блэкмора и Хэндрикса.
  • Эолийский (три бемоля) лад очень напоминает Хэви-метал  со своими Iron Maiden  и Judas Priest.
  • Фригийский (четыре бемоля) самый  «тёмный» из диатонических вариантов минора. Звучит мрачновато  и некоторым людям напоминает испанские темы, а некоторые слышат в нём потенциал на трэш-металовские рифы. Возможно это из-за диссонанса между тоникой и малой секундой см. Интервалы на гитаре.
  • Локрийский (пять бемолей) нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, он является условно диатоническим из-за того, что в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Это единственный лад, которым можно обыграть полууменьшённые септаккорды (min7b5), которые звучат так напряжённо, что в аккордовых прогрессиях используются как промежуточные, нежели основные.

Производные лады

Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:

    малая терция вниз ⇒

  1. С — Ионийский || Am — Эолийский 
  2. F —Лидийский || D — Дорийский 
  3. G — Миксолидийский || E — Фригийский

Так называемые «производные лады» являются диатоническими вариантами мажора и минора.

Аппликатуры диатонических ладов

Мажорные диатонические ладны:

Минорные диатонические лады:

Условно диатонический лад:

Рекомендуемый контент:

комментариев 11

  1. ольга:

    Здравствуйте. А можно ли эти лады построить для минорной гаммы (напр. для тональности ля-минор)?

  2. Святой ух:

    Будет тоже самое что и для С dur

  3. Дормидонт:

    минорная гамма по сути и является одним из модов..

  4. Павел:

    Сами запутались… «Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A.» От ноты СИ до ноты СИ.

  5. Илья:

    Большое спасибо за понятную и обстоятельную статью!

  6. Юрий:

    А в чем разница между лидийским и фригийским ладами?. У вас абсолютно одинаковые табулатуры здесь

    • Mr.Falstaff:

      Посмотрите пожалуйста внимательнее на аппликатуры. Аппликатуры фригийского и лидийского на первый взгляд может и похожи, но тоника у них отличается.
      Присмотритесь внимательнее, пожалуйста.

  7. Mike:

    То есть если играть фригийский лад от си то это уже лидийский лад?

  8. Костоправ:

    Миксолидийский это не мейдж, а септ.

    • Михаил:

      Миксолидийский полууменьшенный, локрийский — септ, мажорные только ионийский и лидийский, а дорийский, фригийский и эолийский — минорные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.