Интервалы на гитаре


Говоря простыми словами интервалы — это расстояния между нотами (ступенями). Так же интервалом можно назвать сочетание двух звуков в пределах октавы. Звуки сыгранные последовательно называются мелодическим интервалом, а если одновременно, то гармоническим. Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний — вершиной.

Интервалы так же разделяются на коссонансы и диссонансы.

  • Консонирующие интервалы звучат мягко, мелодично, сливаются друг с другом.
  • Совершенные консонансы: унисон, октава, квинта, чистая кварта (не во всех случаях). Им характерна своеобразная «пустота» звучания. Они звучат чисто и «гладко» с эффектом «дистошин».
  • Несовершенные консонансы: большая и малая терция и большая и малая секста. Они звучат как бы более полно, но с эффектом «дистошин» могут давать рычащий, грязный звук.
  • Диссонансы: малая и большая секунда, малая и большая септима, тритон. Звучат неустойчиво, резко, но в умелых руках вносят в аккорды специфическую, красочную «переливчатость».

 

Простые интервалы

Для лучшего понимания возьмём за точку отсчёта ноту До на пятой струне.

  • Чистая прима (ч.1) — нота До.
  • Малая секунда (м.2) — расстояние между нотой До и До# (один полутон)
  • Большая секунда (б.2) — расстояние между нотой До и Ре (два полутона или один тон)
  • Малая терция (м.3) — расстояние между нотой До и Ре# (три полутона)
  • Большая терция (б.3) — расстояние между нотой До и Ми (четыре полутона или два тона)
  • Чистая кварта (ч.4) — расстояние между нотой До и Фа (пять полутонов)
  • Уменьшенная квинта / Увеличенная кварта — расстояние между нотой До и Фа# (шесть полутонов или три тона)
  • Чистая квинта (ч.5) — расстояние между нотой До и Соль (семь полутонов)
  • Малая секста (м.6) — расстояние между нотой До и Соль# (восемь полутонов или четыре тона)
  • Большая секста (б.6) — расстояние между нотой До и Ля (девять полутонов)
  • Малая септима (м.7) — расстояние между нотой До и Ля# (десять полутонов или пять тонов)
  • Большая септима (б.7) — расстояние между нотой До и Си (одиннадцать полутонов)
  • Чистая октава (ч.8) — расстояние между нотой До и До (октавой выше) (двенадцать полутонов или шесть тонов)

Уменьшенная квинта, кстати, имеет и другие названия. Иногда её называют тритон. Почему? Посчитайте количество тонов в шести полутонах, от сюда и название. Также этот интервал носит название Diablos in musicia, что означает — «Дьявол в музыке». Такое название выдумала церковь много столетий назад. На сколько мне известно это как-то связано со святой троицей. Некоторые считали, что с помощью него можно вызвать сами знаете кого. Нет! Не Воландеморта 🙂 Совпадение это или нет, но в современной музыке есть направление, которое опирается на уменьшенную квинту. Возможно вы догадались что это Дэт-метал.

Обращения интервалов

Если нижний звук сделать вершиной, в верхний основанием, то мы получим обращение этого интервала, то есть интервал превратится в своего родственника.

  • Прима обращается в октаву и наоборот 1 ↔ 8
  • Секунда обращается в септиму и наоборот 2 ↔ 7
  • Терция обращается в сексту и наоборот 3 ↔ 6
  • Кварта обращается в квинту и наоборот 4 ↔ 5

 

Составные интервалы

Я не буду заострять на них внимание, так как они не так часто используются в игре, но всё же используются.

  • Нона — секунда после октавы.
  • Децима — терция после октавы.
  • Ундецима — кварта после октавы.
  • Дуодецима — квинта после октавы.
  • Терцдецима — секста после октавы.
  • Квартдецима — септима после октавы.
  • Квинтдецима — двойная октава.

 

Интервалы на грифе гитары

Не обязательно каждый раз стоить необходимые вам интервалы, достаточно запомнить их аппликатуру на грифе гитары. Ниже я приведу аппликатуры самых необходимых интервалов, а именно: большой терции (б.3), чистой кварты (ч.4), чистой квинты (ч.5), большой сексты (б.6) и малой септимы (м.7).

Внимание! Стандартный гитарный строй устроен так, что две верхние струны (E и B) сдвинуты на 1/2 тона выше остальных. И это подразумевает, что все аппликатурные фишки имеют смещение на 1/2 тона на верхних струнах.

 

Советы

Используйте октавы для нахождения нужных вам нот и построения остальных интервалов, в пределе этой октавы.

Октава хороша тем, что образует аппликатурный скелет, основу позиции, которая затем обрастает аккордами, арпеджио и гаммами.

Используйте систему октав, которая создаст опору для визуализации всего грифа гитары, а именно: аппликатур всех аккордов, арпеджио и гамм в их взаимосвязи друг с другом.

Рекомендуемый контент:

комментариев 12

  1. Сергей:

    Очень много опечаток. А информация безусловно полезная.

  2. Grammar:

    от сюда — пишется вместе

  3. Grammar:

    Интервалы так же разделяются на коссонансы и диссонансы. — КоНсонансы

  4. Иа:

    Спасибо тебе большое, я реально разобрался с этими интервалами, они мне покоя не давали

  5. Котофей:

    Вот удивительно, что очень многие не задумываясь продолжают повторять ошибки которые в интернете практически везде присутствуют что касается интервалов.
    Интервал это ВСЕГДА величина между ступенями. Ну вот возьмем секунда малая (вторая), значит до второй ступени, мы видим До И До# номинально интервал там есть но ступень одна ДО.
    Малая терция (м.3) — расстояние между нотой До и Ре# (три полутона) — ошибка та же. Ступень то здесь вторая — Ре, это секунда. И в данном случае это будет не терция а увеличенная секунда.
    Правило построения интервалов. Отсчитать от тоники нужное количество ступеней( у нас терция значит три до-ре-МИ), альтерировать верхнюю ступень до нужного кол-ва тонов(м3 значит 1,5 тона и вот вам МИb) вот она малая терция три ступени и 1,5 тона.
    В терцовой поговорке (что помогает быстро строить аккорды) до-ми-соль-си-ре-фа-ля-до нету РЕ#
    Согласны что в аккорде До минор (С Еb G) вы РЕ# ни где не встречали.
    Да, это конечно одни и те же звуки но господа, будьте грамотными.

  6. Простой народ:

    Господин Котофей! Статья начинается со слов — «говоря простыми словами». А если статью писали бы вы, скорее всего я нихуя бы не понял. Сначала нужно понимать основы, а потом можно смотреть глубже и начинать рассматривать более сложные взаимосвязи. Кто это понимает, что вы тут нам написали?

  7. Влада:

    Спасибо за такую информацию! Все поняла с первого раза, ничего не пришлось гуглить отдельно) и кстати очень полезный совет про использование октав! Теперь как-то даже легче смотреть на гриф и видеть аккорды, арпеджио и гаммы) Очень доходчиво) автору поцелуйчик)

  8. Фил:

    Очень полезная статья. И всё очень понятно. Спасибо вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.